Почти половина закупок лекарств, объявляемых медучреждениями и госаптеками, срываются — из-за отсутствия необходимых препаратов. Чиновники диктуют такие закупочные цены, которые невыгодны поставщикам — вот те и предпочитают не связываться с государством.
Нет ни инсулина, ни физраствора
Компания Headway подсчитала, что в нынешнем году были сорваны почти 60 тысяч госзакупок на поставку лекарств в государственную аптечную сеть или медучреждения на общую сумму почти 40 млрд. рублей. Это более четверти всех тендеров, причем в сравнении с прошлым годом объем сорвавшихся закупок вырос вдвое.
Чаще всего поставщики не подают заявки на такие ходовые лекарства, как инсулин, физраствор (хлорид натрия), вакцина об бешенства, альбумин (заменитель плазмы крови) и иммуноглобулин. Нередко срываются закупки даже лекарств для онкологических стационаров.
Это объясняется тем, что заказчики объявляют слишком низкую закупочную цену, которая невыгодна поставщикам — вот они и не участвуют в тендере. Причем это вовсе не региональная проблема (в Москве в первой половине 2019 года была сорвана треть аукционов): причина в том, что методику расчета закупочных цен устанавливает Минздрав РФ, а она заведомо невыгодна для поставщиков. Об этом разговариваем со специалистом по лекарственному рынку, доктором фармацевтических наук Татьяной Орловской.