Наличие очков и контактных линз

«Рэй-Бэн» (англ. Ray-Ban) — бренд солнцезащитных очков и оправ для корректирующей оптики, созданный американской компанией Bausch & Lomb Inc., ныне принадлежащий итальянской компании Luxottica Group S.p.A. (Люксоттика).

История бренда

История «Рэй-Бан» начинается в 1920-х годах, когда резко возросла высота и длительность полётов самолётов, но при этом кабины продолжали оставаться открытыми. Лётчики возвращались на землю физически изнурёнными и с воспалёнными глазами. Чтобы избежать ослепления и защититься от встречного ветра, тогда использовали закрытые очки-полумаски с кожаными или меховыми накладками, часто не имевшие рационального проветривания.

В 1920-м году пилот Рудольф Шрёдер по прозвищу «Коротышка» Шрёдер («Shorty» Schroeder) попробовал подняться на биплане выше 10 км в таких очках. Был установлен новый рекорд, но на высоте его очки запотели и пилоту пришлось их снять. С большим трудом с помутившимся зрением и замёрзшими глазами испытатель сумел посадить машину и спастись. Его друг, тоже испытатель самолётов и будущий генерал Второй Мировой войны Джон Макриди помог Шрёдеру вылезти из кабины, а через месяц сам попытался побить рекорд Шрёдера. Там он обнаружил ещё одну проблему: слишком слабую светозащиту очков.

В 1929 году Макриди связался с рочестерской фирмой Bausch & Lomb с просьбой изготовить прочные и удобные очки, защищающие глаза пилотов от ветра и солнечного света, описав их примерный внешний вид.

В 1937 году появился первый прототип таких очков, имевший пластиковую оправу и зелёные стёкла, названный «Антиблик». В следующем году он был переработан, в результате чего отказались от хрупкой при низких температурах пластмассы, заменив её на проволочную сталь и Bausch & Lomb получила патент на очки, названные впоследствии «Авиатор». В 1938 году поступили в продажу первые очки с зелёными и жёлтыми линзами соответственно для солнечной и туманной погоды в оправе «Shooter» (Стрелок), похожие на «Авиатор», но с характерным креплением оправы в форме колечка между глаз, прозванным «пулевое отверстие». В следующем году появилась модель «Outdoorsman» (Турист), также схожий с «Авиатором» и с дополнительной перекладиной между линзами, служившей одновременно упором на лоб.

Впрочем до Второй Мировой войны «Ray-Ban» не успел выпустить большое количество солнцезащитных очков и спрос на них был довольно ограничен, так как бренд тогда был малоизвестен, а штучное производство определяло высокую себестоимость и конечную цену пары очков. Но благодаря наработанным до войны связям Bausch & Lomb сумела попасть в число фирм, которым были выданы заказы на изготовление защитных очков для армии и флота AN-6530 (Army/Navi порядковый номер военного заказа 6530) в форме полумаски и AN-6531 типа «Outdoorsman». Изготовление этих очков в промышленных масштабах позволило фирме хорошо заработать на военных поставках и отладить массовое производство, а главное сильно способствовало популярности самой идеи ношения солнцезащитных очков среди населения США после войны, когда все стремились подражать фронтовикам, вернувшимся домой с победой.

Ещё больше популярности очкам добавил командующий флотом Соединенных Штатов в Тихом Океане генерал Дуглас Макартур тем, что любил картинно позировать перед фоторепортёрами с кукурузной трубкой и в «авиаторах» с зелёными линзами в позолоченной металлической оправе.

В 1940-е годы во время войны появился новый тип линз — зеркальные градиенты, затемняющие вид сверху, но позволяющие лётчикам отчётливо видеть приборы.

В послевоенное десятилетие, благодаря экономическому подъёму, стремление жить более ярко и празднично способствовало новой волне в музыке и моде: повсеместное распространение рок-н-ролла, бум глянцевых журналов и яркие краски в коллекциях одежды. В 1952 году инженер и дизайнер Bausch & Lomb Рэймон Стиджмен (Raymond Stegeman) создал первый вариант оправы «Wayfarer» (рус. Путник или Странник). Кроме формы оправы инженер разработал детали крепления оправ и конструкции кейсов для очков, но конкретно это изобретение стало большой находкой для его фирмы, ставшей гражданским и даже гламурным противовесом военизированному «Авиатору» и сделавшееся второй знаковой и узнаваемой моделью бренда «Ray-Ban».

Принадлежность бренда

Изначально бренд «Рэй-Бан» был собственностью американской компании Bausch & Lomb Inc. и долгое время являлся её визитной карточкой. Сама компания существовала с середины 19-го века и помимо очков выпускала множество разных видов товаров от высокоточной оптики до средств гигиены. Научный задел в оптике позволил фирме также по-научному подходить и к изготовлению линз для очков.

В 1980-е годы руководство компании решило сосредоточиться на очень перспективном и мало кем тогда занятом направлении производства мягких контактных линз, растворов для них и препаратов для глазной хирургии. Для этого с середины десятилетия началась реструктуризация, покупка предприятий-конкурентов и оборудования и распродажа всех остальных непрофильных предприятий. Солнцезащитные очки не трогали, поскольку они приносили хороший доход, необходимый для перестройки.

Однако бизнес в области солнцезащитных очков достаточно нестабилен, так как зависит не столько от качества линз и оправ, сколько от модных тенденций на их форму и цвет. В середине 1990-х годов из-за перепроизводства и изменений моды у «Рэй-Бан» начался спад продаж. Новые конкуренты Oakley, Bollé и Luxottica с их разноцветными, узкими и обтекаемыми очками, ориентированными на молодёжную и спортивную аудиторию, начали сильно теснить ветерана рынка. Bausch & Lomb старалась исправить ситуацию как созданием собственных очков обтекаемой формы, так и покупкой небольших фирм, делающих подобные неклассические очки. Например в 1997 году она приобрела итальянскую «Killer Loop», специализирующуюся на производстве очков футуристичного вида, для противостояния Oakley, находящейся в это время на недостижимом пике популярности.

Этот обычный и неоднократно повторявшийся в истории «Рэй-Бан» кризис можно было переждать, изменить товарную линейку, провести новую рекламную кампанию: имя, безупречная репутация и склонность к научным изысканиям в создании очковых линз позволили бы в будущем наверстать доходы. Но Bausch & Lomb именно тогда совершила ряд новых дорогих приобретений, имела большие долги и только начинала полномасштабное производство предметов офтальмологии. Инвесторы получали низкие доходы, нервничали, курс акций компании неоднократно снижался.

Падение продаж у «Рэй-Бан» и связанные с этим убытки подвели черту под американской историей бренда. Чтобы достроить и сохранить с трудом созданную империю контактных линз, а также под влиянием рекомендаций приглашённых экономических консультантов, Bausch & Lomb решила пожертвовать свои 40 % мирового производства солнцезащитных очков премиум-класса: в 1999 году пакет торговых марок «Ray-Ban», «Arnette», «Killer Loop» и «Revo» был продан итальянской компании «Люксоттика» за 640 миллионов долларов.

Впрочем продажа «Рэй-Бан» не помогла Bausch & Lomb сохранить независимость, даже несмотря на повышение финансовой привлекательности. В последующие годы компания накопила новые долги и была приобретена сначала в 2007 году частной акционерной фирмой Warburg Pincus за 4,5 миллиарда долларов, а затем в 2013 году перекуплена молодой канадской фармацевтической компанией Valeant уже за 8,7 млрд долларов, из них 4,2 миллиарда долларов пошли на уплату накопленных долгов.

После покупки бренда «Рэй-Бан» компания «Люксоттика» с целью снижения издержек перенесла производство солнцезащитных очков из США в Италию.

Oakley, конкуренцию с которой в 1990-е годы не выдержал «Рэй-Бан», сегодня тоже принадлежит «Люксоттике»: в 2007 году этот бренд был продан прежними хозяевами за рекордную для солнцезащитного бизнеса сумму 2,1 миллиарда долларов. Прежде два злых конкурента теперь работают на одну компанию, согласованно выпуская разные типы очков, не мешая друг другу. А «Люксоттика» превратилась в крупнейшую корпорацию, поглотившую почти все значимые американские и значительную часть европейских брендов.

Линзы очков «Ray-Ban» до 1999 года в составе компании Bausch & Lomb

Линзы Ray-Ban по-настоящему солнцезащитными были не сразу, но со временем они имели тенденцию к росту затемнения. Первоначально, как сказано выше, Ray-Ban выпускал только два типа линз: светло-зелёные «Anti-glare» и жёлтые «Kalichrome». В очках для военных заказов Bausch & Lomb экспериментировал с линзами других цветов, но в гражданские серии они не вошли. Люди тогда были не готовы покупать тёмные очки, за которыми не видно глаз. В конце 1940-х годов добавились более тёмные зелёные RB-3 и зеркальные градиенты. В 1951 году исследователи указали, что пляжные спасатели из Атлантик-Сити на ярком солнце предпочитают очки потемнее — со светопропусканием 10—12 %. Тогда Bausch & Lomb разработал серо-зелёные линзы G-15 с трансмиссией света 15 %, которые удачно пришлись к появлению формы оправы «Wayfarer». Эти линзы долго оставались самыми распространёнными и коммерчески успешными.

Ассортимент линз до конца 1960-х годов был всё ещё невелик: зелёные RB-3, серо-зелёные G-15, жёлтые «Kalichrome», и зеркальные градиенты. С появлением на рубеже 60—70-х годов полнозеркальных G-31 линзы Ray-Ban достигли предела затемнения, но сами солнцезащитные очки из утилитарного средства для удобства и защиты давно уже превратились в модный аксессуар, с которым многие не хотели расставаться и в помещении и в тёмное время суток. В 1970-х появились фотохроматические линзы «Changeable», «Ambermatic» и «Ultragradient», отвечавшие этим потребностям. Начался рост ассортимента всё более высокотехнологичных и разнообразных по условиям применения линз, продолжавшийся до середины девяностых годов. В 1980-е, в связи с научными указаниями на возможный вред для глаз ярких синих лучей, повсеместно распространились очки с коричневыми линзами, блокирующие синий свет, а заодно улучшающие контрастность. У Ray-Ban эта тенденция проявилась в разработке коричневых B-15, зеркальных «Weatherbeater» и многофункциональных линз RB-50. В первой половине 1990-х годов началось применение неодимового стекла (линзы «ChroMax») и технологии отверждения поверхности ионным воздействием («Diamond Hard»). В конце 80-х — 90-х в линзах «Ray-Ban» появились поляризация, интерференционные цветные зеркальные покрытия и начался плавный переход от стекла к поликарбонату.

С 1930-х до конца 1970-х годов линзы обычно не маркировались. С конца 1970-х на обеих линзах рядом с креплением дужек появляются выгравированные лазером буквы «BL» (Bausch & Lomb), вписанные одна в другую. С 1981-го года правую линзу стали помечать белым скорописным логотипом «Ray-Ban». С конца 1980-х годов гравировка «BL» иногда была ещё и в верхней части линз. Некоторые типы маркировались по-своему: у линз семейства «ChroMax» рядом с надписью «Ray-Ban» появилась молния, линзы Diamond Hard имели изображение алмаза, правая линза «Ultragradient» иногда маркировалась большими буквами «FANTASEES». На поликарбонатных линзах для горнолыжных очков белела надпись «Wings Bausch & Lomb», а на правой линзе RB-50 обычно так и было написано: «Ray-Ban 50». Линзы очков, выпущенных к Летним Олимпийским играм 1984, 1992 и 1996 годов часто имели олимпийскую эмблему пять колец.

Все типы линз выпускались из закалённого минерального стекла, за исключением последних двух видов Polycarbonate и Polysphere, производившихся из нового материала поликарбоната в 1980-90-х годах. Введение в 1972 году американским федеральным законодательством правила, гласящего, что линза должна выдерживать падение стального шарика диаметром 1,6 см с высоты 127 см, заставило производителей очков увеличить толщину стёкол до 2 и даже 3 миллиметров. У Рэй-Бан средняя толщина линз составляла 2,2 мм и очки с ними были несколько тяжеловаты. В 1990-е годы вместо температурной закалки стекла начали применять химическое закаливание, а также новые методы окрашивания, что позволило уменьшить толщину линз до 1 мм по краям и 1,8 мм в центре и, соответственно, облегчить очки.

Линзы очков «Ray-Ban» после 1999 года в составе компании Luxottica

Сегодня линзы Ray-Ban маркируются следующим образом. На правой линзе имеется традиционный скорописный логотип «Ray-Ban». Поляризующие линзы маркируются надписью «Ray-Ban P». На левой линзе около крепления дужки наносится лазерная гравировка «RB».

Модели очков

Отличительные признаки оригинальных Ray-Ban

Как и со всеми легендарными брендами, всеобщая любовь к очкам Ray-Ban сделала эти очки одними из самых подделываемых во всем мире. Качество подделок варьируется, но все уважающие себя лицензионные продавцы Ray-Ban без труда могут отличить их в сравнении с оригинальной продукцией. Как минимум существуют несколько отличительных признаков которые дают о себе знать: (1) Наличие номера модели на дужке, (2) Наличие названия модели и изготовителя, (3) Фронтальный логотип на стекле, (4) Скрытый логотип на линзе в виде двух букв RB,(5) логотип компании на обеих дужках.

Список препаратов применяющихся для лечения болезни "Наличие очков и контактных линз"